Первоначально эту статью я видел опубликованной в журнале "Юный Техник" еще советских времен. Как попал ко мне отсканированный текст и иллюстрации уже не помню - обнаружил я их в своем старом архиве. Сожалею, что не могу привести имен авторов текста и тех, кто перевел статью в электронный вид. Я лишь отформатировал это и внес некоторые мелкие исправления. (Айканаро)
Искусство украшения деревянных изделий набойными узорами из металлических полосок и проволоки получило широкое распространение в Дагестане и Закарпатье. Современные мастера украшают насечкой блюда, кувшины, карандашницы, ковши, ступки с пестиками, трости, броши. Работа над насечкой очень кропотлива. Чтобы украсить деревянный предмет средней величины, надо вбить в дерево несколько тысяч деталей. Сами же приемы выполнения насечки довольно просты, и каждый желающий может овладеть ими, если, конечно, наберется терпения.
Для изготовления металлических вставок и выполнения насечки потребуются (см. рисунок):
Слесарные ножницы применяют для нарезания полосок металла, вырезания фигурных вставок. Небольшие слесарные ножницы (длиной 20 см) нужно приспособить для обрезания проволоки и полосок металла в процессе выполнения насечки, укрепив на одной из ручек пружинящую полоску стали. Для тех же целей можно приспособить старые портняжные ножницы, укоротив их лезвия примерно вдвое.
С помощью чертилки проводят риски, по которым обрезают кромки листового металла. Чертилку можно изготовить из вязальной спицы. После отжига один конец ее сгибают в кольцо, а другой затачивают, а затем закаливают.
Вырубной штамп применяется для изготовления круглых вставок различного диаметра. Матрицу штампа изготовляют из стальной плиты толщиной 15-20 мм. В плите просверливают несколько отверстий диаметром от 6 до 12 мм. Из инструментальной стали изготовляют цилиндрические пуансоны, соответствующие диаметрам высверленных отверстий. Рабочую часть их закаляют. Чтобы пуансон точно располагался над отверстием матрицы, нужно сверху на штырях укрепить направляющую доску из твердого и плотного дерева, например бука или березы. В доске просверливаются направляющие отверстия, точно соответствующие отверстиям в матрице. В процессе вырубки лист металла укладывают на матрицу, затем в отверстие направляющей доски вставляют пуансон и ударяют по нему молотком.
Следующая группа инструментов предназначена для обработки древесины. Ножом-косяком в древесине прорезают прямые и кривые углубления. Изготовляют его из ножовочного полотна. Такие ножи распространены у резчиков по дереву. Нужно также изготовить специальный торцовый нож-резец, с помощью которого в древесине прорезают короткие параллельные углубления. Торцовый нож изготавливают из полоски инструментальной стали, заточив конец в виде клинка. Затем его набивают на массивную шаровидную рукоятку, выточенную на токарном станке из липы или осины. Потребуется также обычное шило, с помощью которого на древесине выполняются точечные наколы под проволоку.
Прорези в виде дуг и окружностей выполняют циркулем-резаком. Дагестанские мастера из села Унцукуль применяют циркули с постоянным шагом, которые изготавливают обычно из старых портняжных ножниц. У ножниц отпиливают кольца и вбивают концы в шаровидную рукоятку из липы. Затем укорачивают лезвия. Из одного лезвия вытачивают опорную иглу, а из другого резец. Таким образом изготавливают несколько циркулей-резаков с различным шагом. Конечно, такие циркули удобны при серийном производстве, когда заведомо известны диаметры окружностей, неоднократно повторяющиеся в изделиях. Но для единичных работ лучше приобрести или сделать в слесарной мастерской циркуль-резак с раздвижными ножками.
Круглые бляшки, изготовленные с помощью вырубного штампа, при инкрустировании вставляются в гнезда, высверленные центровым сверлом. Центровых сверл нужно сделать из инструментальной стали столько, сколько отверстий в вырубной матрице. Каждое сверло должно соответствовать диаметру одного из отверстий.
Для насечки можно применять широко распространенные и доступные металлы: медь, латунь, сталь и алюминий. Заготовки для вставок изготовляют из листового металла и проволоки диаметром от 1 до 3 мм. С помощью проволоки на инкрустируемом изделии получают круглую точку. Для выполнения контура применяют узкие полоски, которые вбивают в нанесенные ножом-косяком или циркулем-резаком углубления. Более тонкая металлическая лента вставляется торцом в углубления, нанесенные ножом-резцом. Размеры и толщину заготовок удобнее определить после составления эскиза.
Древесина благодаря свойственной ей упругости удерживает в себе элементы насечки. Насечка более прочно держится в твердой древесине, более упругой, чем мягкая. Всем известно, что забить гвоздь в твердую березовую доску намного труднее, чем в мягкую липовую. Но и выдернуть гвоздь из березовой доски тоже нелегко. Чем тверже и прочнее древесина, тем надежнее закрепляется в ней насечка. Поэтому мастера вытачивают или вырезают изделия, предназначенные для насечки, из твердой, плотной и прочной древесины плодовых деревьев: кизила, абрикоса, боярышника, груши, яблони и грецкого ореха. В средней полосе можно использовать древесину березы и клена, а также засохших фруктовых деревьев: яблони, груши, рябины. Для крупных работ вполне подойдет хоть и мягкая, но однородная древесина липы, осины и ольхи. Только элементы насечки в этих случаях необходимо забивать гораздо глубже, иначе они не будут держаться.
Прочность удерживания вставок зависит также от строения древесины. В прямослойной однородной древесине вставки удерживаются более надежно, чем в свилеватой. Элементы насечки, вбитые на радиальном и тангентальном разрезах вдоль волокон, держатся слабее, чем вбитые поперек волокон или под углом к ним. Металлические вставки, вбитые в торец, держатся еще слабее. Если насечка выполняется на объемной вещи, например на коробочке с крышкой, выполненной на токарном станке, то встречаются все существующие виды срезов. Например, на боковой поверхности могут быть полуторцовые срезы и обязательно тангентальный и радиальный, а на крышке - торцовый. Мастер должен учитывать неоднородность строения древесины, вбивая элементы насечки в разных участках на различную глубину.
Древесина, из которой изготавливают деревянные предметы, предназначенные для насечки, должна быть сухой. Если ее влажность будет выше 20%, то изделие после высыхания покоробится и растрескается, а элементы инкрустации выпадут. Точно влажность древесины можно определить только с помощью специальных приборов. Чтобы обойтись без приборов, надо знать, что древесина, высушенная в помещении, имеет влажность 8-12%, а хранящаяся на воздухе под навесом - 12-18%. Выполнять насечку сразу на токарных формах довольно сложно и трудно. Поэтому для начала попробуйте украсить плоскую крышку прямоугольной или круглой коробочки. Подготавливая поверхность древесины, учтите одну особенность насечки.
Металлические вставки выгодно смотрятся только тогда, когда поверхность доски имеет хотя бы небольшую выпуклость. Благодаря ней на отполированных вставках после окончательной отделки появляются блики, оживляющие насечку, подчеркивающие ее неповторимое своеобразие. Поэтому у приготовленных дощечек нужно личневым напильником сделать поверхность слегка выпуклой. Рисунок на доску можно перевести с помощью копировальной бумаги.
Выполнение насечки нужно начинать с вколачивания полосок, выполняющих роль основного контура, который как бы держит весь рисунок орнаментальной композиции. Прямые линии по контурам рисунка прорежьте ножом-косяком, а дуги и окружности - циркулем-резаком. Глубина прорези всегда должна быть несколько больше, чем ширина вбиваемой полосы. Толщина же полосы должна быть равной ширине прорези, если прорезь выполнена поперек волокон, и чуть больше, если прорезь идет вдоль волокон. Для мягкой древесины вставки берутся всегда несколько толще прорези. Направляя полоску металла в прорезь, постепенно вбивайте ее маленьким молоточком в древесину заподлицо.
Чтобы врезать круглую бляшку, нужно подобрать центровое сверло, соответствующее ее диаметру, и высверлить им гнездо на глубину, равную толщине вставки. Вставку можно закрепить в гнезде эпоксидным клеем или клеем БФ. Если время терпит, то лучше всего следует поступить именно так. Но есть и другой прием, более сложный, который позволяет обходиться без клея. Если вставка нетолстая и изготовлена из мягкого металла, наколите ее шилом в двух - трех местах, а толстую просверлите сверлом. Затем возьмите предварительно отожженную проволоку из того же металла и с усилием вставьте ее конец в отверстие. Затем срежьте конец ножницами и оставшийся хвостик забейте частыми ударами в древесину. При этом торец проволоки расплющится, превратившись в шляпку, которая прочно удерживает бляшку. Таким же образом проволочные гвоздики вбейте в остальные наколы.
Полоски штриховой насечки вколачивают между двумя контурными полосками. Штрихи обычно идут под наклоном к этим линиям и упираются в них своими концами. Поэтому заготовку из тонкого листового металла нужно вырезать несколько более широкой, чем расстояние между контурными полосами. Толщина полосок заготовок должна быть равной толщине полотна ножа-резца. Сделав ножом глубокий накол, вставьте в него полоску торцом, затем подрежьте ее ножницами и оставшуюся над поверхностью изделия часть вколотите заподлицо в древесину. Перед тем как вставить полоску в очередной накол, ее конец нужно подрезать в виде клинышка. Это облегчит забивание полоски в щель накола. Надо иметь в виду, что этот прием выполнения насечки один из самых трудных и на первых порах не все будет получаться. Только после упорной тренировки можно добиться успеха.
Точечная насечка наиболее проста по исполнению. Она почти всегда удается сразу, даже без какой-либо тренировки. Видимо, здесь сказывается навык забивания обычных гвоздей, который есть почти у каждого. Проволокой, вбитой торцом, дополняют узор, делают его более выразительным. Чтобы получить на поверхности древесины блестящую круглую точку, сделайте шилом глубокий накол и вставьте в него конец проволоки. Затем обрежьте ее ножницами на расстоянии 1,5-2 мм над поверхностью дощечки. Оставшийся конец вбейте в древесину заподлицо. Готовый узор обработайте широким напильником, выравнивая элементы набора. Затем отшлифуйте его мелкозернистой наждачной бумагой, следя за тем, чтобы на нем исчезли все мельчайшие царапины.
На фоне светлой древесины металлические вставки смотрятся не очень выразительно. Чтобы подчеркнуть и более четко выделить блестящий узор, древесину нужно окрасить морилкой. Если насечка выполнена сталью или алюминием, в морилку следует добавить красную анилиновую краску или красные чернила. Красно-коричневый фон подчеркнет и усилит оттенки этих металлов. Но на красно-коричневом фоне пропадают и становятся едва заметными вставки из красной меди и латуни. Древесину декоративных композиций, в которых использованы одновременно вставки из красной меди, алюминия, латуни и стали, нужно окрасить в темно-коричневый или черный цвет. В качестве черного красителя можно использовать тушь. Краситель наносите на дерево широкой щетинной кистью или тампоном. Если тон окраски окажется недостаточно интенсивным, нужно дождаться, когда краситель подсохнет, и нанести второй слой. Краситель почти сразу же впитывается древесиной, а на поверхности металлических вставок он ложится тонким слоем. Нужно выбрать такой момент, когда краситель впитается древесиной, но еще не успеет высохнуть на металлических вставках, и протереть осторожно весь набор чистой сухой тряпкой. Лишняя краска, покрывающая вуалью металл, снимется.
Примерно через сутки, когда краситель высохнет, украшенную насечкой поверхность предмета необходимо слегка прошлифовать, а затем вылощить до появления на узоре зеркального блеска. Лучшим материалом для лощения издавна считается хвощ. Все виды хвоща содержат кремнезем, обладающий абразивными свойствами, но особенно его много в хвоще зимующем. Летом можно заготовить хвощ полевой, который встречается на полях и огородах как сорняк. Хвощ зимующий удобно собирать поздней осенью, когда он остается зеленым, в то время как другие виды хвоща давно увяли. Если в лесу мало снега, то хвощ зимующий можно встретить и зимой. Старые мастера сжигали высушенный хвощ, а оставшийся в виде пепла кремнезем использовали для шлифовки металла и камня. Дерево же шлифовали высушенным и измельченным хвощом, растирая его на поверхности древесины тряпичным тампоном.
Но удобнее всего пользоваться специальной лощильной бумагой, которую легко изготовить своими руками из того же хвоща. Высушенный хвощ измельчите в кофемолке. Если ее нет, хвощ можно растолочь в ступке и просеять через мелкое ситечко. Положите на стол лист бумаги, оберточной или писчей, и нанесите на нее густой слой столярного клея, в который для эластичности предварительно добавьте немного глицерина. На проклеенную бумагу насыпьте толстым слоем измельченный хвощ, сверху наложите гладкую дощечку и нажмите на нее как можно сильнее. Затем, убрав дощечку, поднимите бумагу и стряхните с нее лишний порошок на газету. Его можно будет использовать при изготовлении другого лощильного листа. Когда клей высохнет, лощильная бумага готова. Пользуются ею как обычной наждачной. Украшенное насечкой изделие покрывают прозрачным лаком, а затем полируют.